Обновленный законопроект о внедрении цифрового рубля в РФ был подготовлен Комитетом Госдумы по финансовому рынку. Депутаты предложили уточнить полномочия и обязанности Центрального банка, ввести значительные послабления для нерезидентов, работающих с цифровыми рублями, и ограничить использование фразы «платформа цифрового рубля» в рекламных целях. Изменения, направленные на второе чтение законопроекта (N270838-8), были подготовлены комитетом и направлены в соответствующие министерства. Однако, норма о возможности списания долгов с цифровых счетов без ограничений вызвала замечания, в том числе от правового управления Госдумы. Они связаны с сохранением доходов в размере прожиточного минимума.

Как цифровой рубль повлияет на бюджетников

Ограничения для ЦБ

В соответствии с обновленным текстом законопроекта, Центральный банк не сможет участвовать в капитале организаций, занимающихся обеспечением функционирования платформы цифрового рубля. Однако он останется оператором данной платформы, как было изначально задумано.

В марте текущего года был принят законопроект, в котором Центральный банк был утвержден в качестве оператора платформы цифрового рубля, а также было указано на его функции по организации и обеспечению ее бесперебойной работы. Более того, в закон о ЦБ было добавлено уточнение о том, что Банк России имеет право создавать или участвовать в капиталах организаций для обеспечения работы данной платформы. Тем не менее, к моменту второго чтения этой нормы из закона о ЦБ был убран предыдущий перечень случаев, когда Центральный банк имел право участвовать в капитале организаций.

Сегодня платформа цифрового рубля уже создана и не является юридическим лицом. Это система, созданная Банком России при помощи внутренних технологических и технических разработок. После исключения права участия в капитале организаций полномочия регулятора в вопросе работы платформы не изменились, но добавились новые обязанности. Например, Национальный финансовый совет обязан рассмотреть отчет Банка России по работе «антиотмывочного» законодательства при организации платформы цифрового рубля. Однако данная норма вызвала замечание правового управления Государственной Думы, поскольку законопроект не предусматривает изменений в соответствующий федеральный закон.

Предложенный законопроект включает в себя уточнение, что регулятор должен обеспечить принятие мер по зашифровке информации о сотрудниках Федеральной службы безопасности, лицах, которые находятся под государственной защитой, а также об объектах, которые защищаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доступ к платформе цифрового рубля через иностранные банки и ЦБ нерезидентам

В первом варианте законопроекта планировалось, что доступ к платформе цифровой рубль для нерезидентов будет возможен только через уполномоченные банки. При этом было указано, что нерезидентам будет разрешено использовать цифровые рубли в пределах платформы согласно ее правилам. 

Цифровой рубль для пенсионеров

В доработанном варианте законопроекта отмечается, что нерезиденты могут получить доступ к платформе как через иностранные банки, так и непосредственно через Центральный Банк.

Взыскание цифровых рублей

Исходя из поправок, второе чтение закона об исполнительном производстве содержит новую норму, которая предусматривает возможность взыскания цифровых рублей с цифрового счета должника в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковских счетах.

Важно учесть, что при взыскании цифровых рублей, должник не может расчитывать на сохранение ему доходов в размере прожиточного минимума.

«Оператор платформы цифровой рубль (ЦБ-ИФ) открывает цифровые счета для нерезидентов в соответствии с российским законодательством. Доступ к платформе цифровой рубль нерезидентам предоставляют участники платформы, которые являются уполномоченными банками, а также иностранные банки-участники платформы цифрового рубля. 
В случаях, определенных федеральным законодательством, оператор платформы цифровой рубль также может предоставлять доступ», — подчеркивается в поправках. Кроме того, в законе о валютном регулировании уточняется, что нерезиденты имеют право на свободные операции с цифровыми рублями.

Правовое управление Госдумы обратило внимание на данную норму, указав в своем заключении, что она не соответствует принципу исполнительного производства, который гарантирует неприкосновенность минимального имущества для должника и его семьи, и приводит к неравному положению должников с банковскими и цифровыми счетами.

Ограничения на использование в рекламе

В переработанном варианте законопроекта отмечается, что запрещено использование выражения «платформа цифрового рубля», его производных и аналогичных фраз в рекламе, если они не происходят от оператора платформы или его участников. 

Основные положения закона должны были вступить в силу с 1 апреля 2023 года, и Центральный банк планировал запустить пилотный проект с 13 банками и их клиентами, который включал открытие и закрытие цифровых кошельков, пополнение и переводы. Однако из-за неразработанности нормативной базы, срок начала эксперимента был перенесен. 

ЦБ сообщил, что пилотный проект с реальными цифровыми рублями стартует после принятия законодательных и нормативных актов. Срок рассмотрения законопроекта в электронной базе Госдумы неизвестен, но ранее Анатолий Аксаков, глава думского комитета по финансовому рынку, обещал, что он будет рассмотрен до конца июля.

Изменения в законе о цифровом рубле в начале июля

Источник: https://www.interfax.ru/business/902543

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *